Спроси, что кроме череды вскрываемых фактов запоминается по ходу проведения той или иной проверки. Причём, по прошествии длительного отрезка времени после её окончания. Люди, ситуация, атмосфера. Или, может быть, какие-то совсем необычные вещи.
Попробую озвучить «застывшие» моменты. Но перед этим скажу, что для меня так и остаётся непонятным, в силу чего именно они откладываются в памяти.
Вначале идёт объект, а следом — яркие зарисовки.
Итак, внимание, поехали:
1. Мясокомбинат.
В процессе ознакомления с производством молочных сосисек, мастер цеха готовой продукции дважды ударила по железной трубе, откуда этажом сверху поступал «мясной» фарш. На вопрос – зачем, тут же последовал ответ — «чтобы знали — «сосиски для обкома».
После изучения технологической карты-раскладки возник вопрос: «А какой же мясной продукт всё же делается из мяса». Да, да — «Холодец». «Но почему он такой дешёвый?». «Просто он варится из мяса павших животных».
2. Овощная база.
Будучи на проверке, впервые для себя узнал, что помидоры и другие овощи-фрукты делятся на «стандарт», «нестандарт», «загниль» и «гниль». Элементарные хищения совершались путём вполне законного перевода хранящихся партий из одной категории в другую.
3. Драматический театр.
Оказывается, спектакль по времени ставится почти год, а то больше. В течение этого периода собираются затраты, включающие кроме зарплаты ещё очень много-много чего. Лет пять или десять спектакль идёт на сцене. Но как только начинает падать реализация билетов, постановка списывался вместе со имуществом, которое в нём использовалось: декорации, мебель, костюмы и даже одежда сцены. Почему «даже», да потому, что стоимость одежды сцены занимает значительную часть в себестоимости спектакля.
4. Зооветснаб.
При инвентаризации сильнодействующих, дорогостоящих, наркотических лекарств и медицинского спирта, заведующая складом сразу же акцентировала внимание на то, что естественная убыль в месяц у неё по норме составляет шесть с половиной килограмм. Вот и проверяй теперь обоснованность списания.
5. Свинооткормочный комплекс.
Никто из работающих на нём лиц почему-то никогда не покупал свинину. Во всяком случае, по документам продажа мяса сотрудникам не проходила. Объяснено это было тем, что животным даётся большое количество витаминных добавок вредных человеческому организму. На самом деле, как выяснилось, сотрудникам и не надо было приобретать мясо, поскольку они его забирали, так как создавались излишки в цепочке от опороса, откорма до забоя.
6. Лечебно-трудовые мастерские.
На лицевых счетах работников, помимо всего прочего, бухгалтерами делались, видимо для себя, различные пометки. В том числе, например, «здоровые» и «больные». Люди, из категории «больных», то есть с некоторыми умственными отклонениями, прекрасно помнили с точностью до рубля свою заработную плату, полученную по ведомостям даже несколько месяцев. Рукописные пометки вкупе с исключительной памятью «больных» вывели на серьёзные злоупотребления с фондом оплаты труда.
7. Производственное объединение по выпуску турбин.
В ревизионной группе оказался человек, которому по программе поручались расчёты с подотчётными лицами. По окончании проверки им был выдан акт, где приводились факты необоснованного списания подотчётных сумм, выдаваемых работникам объединения на покупку земляничного мыла, необходимого для мытья рук. И всё ничего, если бы при согласования сводного письменного акта главный бухгалтер объединения не подметила: «Мы изготавливаем турбины для зарубежных атомных станций стоимостью полтора миллиона долларов, а вы занимаетесь фиксацией необоснованного расходования нескольких десятков кусков туалетного мыла».
8. Консервный завод.
Во время беседы главный бухгалтер завода озадачила проверяющего элементарным вопросом: «Не подскажите, на каком счёте с нового года будет вестись касса – на 50 или 51». Последний стал довольно пространно рассуждать о плане счетов, но так и не дал однозначного ответа.